Новые мошеннические схемы
Современные технологии заставляют пользователей при потере телефона звонить во все инстанции: блокировать SIM-карту, сам телефон, привязанные банковские карты. У злоумышленников становится всё больше возможностей получить чужие денежные средства.
Расскажем об одном интересном деле, которое дошло до ВС, чтобы Вы узнали о новой махинации с SIM-картами.
Гражданин N* и замена SIM-карты
Такой безобидный, на первый взгляд, шаг, как перевыпуск SIM-карты может стать частью продуманной мошеннической схемы. Многие пользователи «привязывают» к номеру телефону банковские карты, на которой могут лежать крупные денежные суммы.
Между гражданином N* и оператором был заключен договор об оказании услуг связи сети. Когда гражданин N* был в отъезде, другой гражданин по доверенности перевыпустил SIM-карту в салоне оператора связи и произвел списание денежных средств с банковской карты гражданина N*.
Гражданин N* увидел заблокированный телефон, обратился к оператору связи, узнал о замене SIM-карты и списании денежных средств.
Замена SIM-карты осуществляется по заявлению владельца номера и наличии оригинала паспорта либо нотариальной доверенности от собственника SIM-карты.
Гражданин N* был в отъезде, доверенностей на другие лица не выписывал, поэтому он обратился в полиции с заявлением о незаконном списании денежных средств.
Кто виноват в списании денежных средств: банк или оператор связи?
Решение первых инстанций
Районный суд рассудил, что оператор связи не отвечает за систему Идентификации и Аутентификации Банка, соответственно, на него нельзя возложить ответственность за действия, которые он не совершал.
Не очевидна причинно-следственная связь между действиями оператора сотовой связи и возникшими убытками, так как замена SIM-карты автоматически не предполагает списание денежных средств с банковского счета гражданина N*.
Операции по списанию денежных средств производятся с помощью данных, находящихся только у гражданина N* (кодовое слово, номер и срок действия карты, кода ****** и/или логин и пароль), и сохранность этих данных является обязанностью держателя банковской карты.
Решение ВС
Верховный Суд вынужден был не согласиться с решениями предыдущих инстанций, так как в результате мошеннических действий с доверенностью третьи лица получили доступ к одноразовым паролям, передаваемых SMS на номер гражданина N*.
То есть, речь идет о нарушении конфиденциальности данных, а выдача SIM-карты по доверенности была незаконной. Гражданин N*, будучи потребителем, полагался на добросовестное исполнение обязанностей оператором, что должно защитить его абонентский номер от незаконного доступа третьих лиц.
Тем не менее у мошенников получилось получить доступ к SIM-карте и из-за этого ─ доступ к дистанционному управлению банковским счётом гражданина N*.
Ваши действия для защиты данных
Юристы компании «ПетроКонсалт» напоминают, что нельзя ни при звонках «сотрудников Банка», ни при неожиданных SMS от «Банка» сообщать пароли, CVV-код, кодовые слова или иные данные, защищающие доступ третьих лиц к конфиденциальной информации.