Основания для отмены судебной экспертизы
Пострадавший водитель получил от страховой компании виновника ДТП 80 000 рублей на ремонт автомобиля, но он был не согласен с присвоенной суммой.
Суд назначил автотехническую экспертизу, и эксперты насчитали потерпевшему большую сумму на ремонт ТС, а также неустойку, штраф и компенсацию морального вреда.
Водитель виновника был застрахован в АО «Группа Ренессанс Страхование», страховщик выплатил 80 365 рублей на ремонт, а независимая экспертиза насчитала ущерб в 473 647 рублей.
Досудебный порядок
Мужчина написал претензию в АО «Группа Ренессанс Страхование», приложив отчет об оценке и попросил доплатить страховое возмещение, и стоимость составления отчета.
Страховщик претензию не удовлетворил, и пострадавший обратился к финансовому уполномоченному по правам потребителей.
Финансовый уполномоченный не нашел доказательств, что пострадавший пытался урегулировать спор в досудебном порядке и отклонил заявление.
Мнение суда
Суд согласился, что досудебный порядок был соблюден, несмотря на отсутствие ответа страховщика, так как направление претензии ответчику подтверждено накладной и описью почтовой корреспонденции.
Мужчине восстановили срок для подачи иска, суд так как он неоднократно обращался за возмещением ущерба и в страховую компанию, и к финансовому уполномоченному, но не добился результата.
Суд назначил судебную автотехническую экспертизу, так как вторая сторона при ней не присутствовала, а эксперта не предупреждали об уголовной ответственности.
Мужчине присудили страховое возмещение, неустойку, штраф, компенсацию морального вреда, расходы на проведение независимой экспертизы и почтовые расходы.
Мнение ВС РФ
Они нашли несколько нарушений в автотехнической экспертизе: у эксперта была просрочена аттестация, а сама процедура прошла не по методике Центробанка.
Для определения размера страхового возмещения потерпевшему в ДТП, необходимо провести судебную экспертизу по Единой методике Центробанка, согласно закону «Об ОСАГО».
Если осмотр машины невозможен (авто продали или оно находится в труднодоступном месте) и при согласии потерпевшего со страховщиком, достаточно фото- и видеоматериалов.
Эксперт должен сверить повреждения машины потерпевшего с повреждениями авто других участников аварии, посмотреть протокол ДТП, выслушать показания участников аварии, оценить следы шин на проезжей части и построить графическую модель столкновения, однако эксперт ничего из этого не сделал.
Приказ Министерства транспорта РФ также устанавливает определенные требования к специалистам, которые занимаются оценкой повреждений машин, например, в п. 3 документа указано, что эксперты должны быть в специальном реестре и пройти профессиональную аттестацию.
Эксперт, проводя исследование, имел аннулированную аттестацию, а восстановили ее намного позже, в итоге ВС РФ отправил дело на новое рассмотрение.