Права потребителей: инструкция 2021
Потребителям крайне важно знать свои права, чтобы не оказаться в ситуации, когда продавец, в угоду личным интересам, вводит потребителя в заблуждение.
Например, Вы проходили мимо полок с алкоголем и уронили несколько бутылок, они разбились, а сердитый продавец требует оплатить полную стоимость испорченного имущества. Должны ли Вы это делать?
Риск случайной гибели или повреждения товара переходит на покупателя только после того, как продавец передал товар покупателю, а значит требовать возмещения ущерба продавец имеет право только в том случае, если он в суде докажет умышленность Ваших действий (п. 1. ст. 459, п. 1. ст. 458 ГК РФ)
Бесплатная упаковка товара
В некоторых случаях покупатель имеет право на бесплатную упаковку товара: например, развесной продовольственный товар всегда должен передаваться покупателю в упакованном виде.
Замена товара на время ремонта
На время гарантийного ремонта потребитель можно получить бесплатно аналогичный товар на замену, который должен «обладать такими же основными потребительскими свойствами».
Так же по просьбе покупателя бесплатно должны упаковать, согласно п. 36 и п. 62 правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденной постановлением Правительства от 31 декабря 2020 года №2463:
- Ткани;
- Одежду;
- Меховые товары;
- Обувь.
Третий кассационный суд отметил, что потребительскими свойствами принято считать совокупность «технических, экономических и эстетических качеств товара, обеспечивающих потребителю наибольшее удовлетворение потребностей».
Продавец не обязан предоставлять замену для товаров отдельных категорий: машин, ювелирных украшений, мебели и кухонных плит (п. 2 ст. 20 Закона о защите прав потребителей, постановление Правительства от 31 декабря 2020 года №2463, приказ Росстата от 31 декабря 2014 года №734).
Доставка крупногабаритных вещей
Продавец обязан осуществлять доставку крупногабаритных вещей и товаров весом больше 5 кг на уценку, замену, ремонт и возврат.
Если продавец отказывается организовывать доставку или находится не в Вашем городе, то Вы можете оплатить доставку за свой счет или привезти товар самостоятельно и требовать компенсацию в дальнейшем (п. 2 ст. 20 Закона о защите прав потребителей, постановление Правительства от 31 декабря 2020 года №2463, приказ Росстата от 31 декабря 2014 года №734).
Потребительский штраф
Потребитель может идти напрямую в суд, пропуская претензионный порядок, но в этом случае он не получит потребительский штраф.
Штраф назначается только тому потребителю, чьи требования не были удовлетворены в добровольном порядке, а значит он должен был предварительно направлять претензию продавцу (п. 2 ст. 20 Закона о защите прав потребителей, приказ Росстата от 31 декабря 2014 года №734).