Запрет публичный акций
Недавно до Конституционного Суда дошло интересное дело, где истцы требовали признать статью регионального закона о запрете на проведение публичных акций рядом с общественными местами неконституционной.
Запрещено проводить акции протеста рядом с:
- школами,
- больницами,
- детскими садами
- храмами
Отказ в проведении митинга
Осенью прошлого года мэрия города N* ответила отказом истцам на проведение митинга. Причиной отказа местные власти послужило то, что рядом с площадью (менее 150 м) расположены школа, храм и больница.
При этом, на этом же часто проходят массовые мероприятия при поддержке городской администрации и областного правительства, но в отказе указано, что митинг будет мешать проезду транспорта и другим гражданам.
Что говорит про митинги Конституция
Истцы, ссылаясь на Конституцию, обвинили власти в том, что они:
- Нарушают право на свободу собраний
- Превышают конституционные пределы законодательных полномочий субъектов РФ.
В Постановлении КС было отмечено, что одно из основных прав граждан ─ право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
КС РФ обратил внимание, что местные власти не должны мешать проведению таких собраний только по той причине, что это может создать неудобства тем гражданам, кто в митинге не задействован.
Действия властей не должны приводить к излишнему государственному вмешательству.
Согласно ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», публичные мероприятия можно проводить в любых пригодных местах, если это грозит чем-либо его участникам.
Также в законе прописаны места, где массовые мероприятия запрещены:
- опасные производственные объекты,
- нефте- и газопроводы,
- железная дорога,
- высоковольтные линии,
- здания судов,
- исправительных учреждений,
- территория, прилегающая к резиденциям президента,
- Кремль, Красная площадь, Александровский сад и др.
Однако, местные власти могут самостоятельно выбирать «запрещенные» места для массовых мероприятий, однако КС РФ отметил, что запрет должен быть по объективным причинам (производственным, инфраструктурным, экологическим, транспортным, санитарным и т. п.).
Вывод КС РФ
Полномочия местных властей регионов не должны касаться компетенции федерального ведомства и ограничивать основные права граждан.