Совет Федерации провел парламентские слушания по вопросам в сфере ОСАГО, и первые изменения должны начать действовать уже в ноябре этого года. Итоговая цель реформы — максимально подстроенный под конкретного человека тариф.
Юристы «ПетроКонсалт» предлагают разобрать, как эти инициативы могут отразиться на водителях
1. Полис хотят привязать к водителю, а не к автомобилю
+ Это сыграет на руку водителям, имеющим несколько транспортных средств. Владелец физически не может ездить на всех машинах одновременно, поэтому целесообразно ввести для него единую стоимость полиса, а не для каждого ТС. Будет выбран наиболее выгодный тариф.
— Инициатива не актуальна для большинства населения России, по статистике во многих регионах на 1000 водителей приходится всего 400 автомобилей. В страховку часто вписаны по 2-3 члена семьи, и им будет не выгодно покупать полис ОСАГО для каждого.
2. Страховые компании не смогут уйти от выплат, если у виновника ДТП отсутствует или просрочен полис ОСАГО.
До этого момента водители никак не были защищены от столкновения с автомобилем, владелец которого не желал обременять себя отношениями со страховой. В результате, наличие полиса у пострадавшего, никак не могло ему помочь. Не у всех было время и желание собирать пакеты документы, бегать по судам и взыскивать ущерб с виновника ДТП.
Сейчас в Госдуму внесли законопроект, который обязывает страховщиков возмещать ущерб и судебные расходы из-за ДТП, даже если у виновного в аварии нет полиса ОСАГО, или он просрочен.
3. В формуле Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС x КН изменится расчет некоторых коэффициентов.
ТБ – базовый тариф.
ЦБ выступил с инициативой расширения тарифного коридора на 20% вверх и вниз.
Было: 3432-4118 рублей
Станет: 2746-4942 рубля
Стоимость ТБ определяется индивидуально страховой компанией, и больший разброс цен делает ОСАГО доступнее для разных категорий водителей.
КТ – Коэффициент территории (по месту прописку или временной регистрации собственника)
Например, в Москве он равен 2, в Санкт-Петербурге – 1,8. Предложено отменить с 1 сентября 2020 года, чтобы благополучные регионы не субсидировали неблагополучные.
КБМ – коэффициент «бонус-малус»
КБМ позволяет аккуратным водителям снизить платежи, а аварийным – раскошелиться. При оформлении договора ОСАГО, водителю ТС присваивается класс, который влияет на стоимость полиса. При отсутствии страховой истории, водитель получает класс 3, и его КБМ = 1. В дальнейшем, коэффициент дает скидку за езду без ДТП и надбавку за аварийность.
Старый способ подсчёта давал водителям окно для махинаций. Лихачи, часто попадающие в аварии, получали максимальный КБМ (2,5), который снижался только за нескольких лет правильной езды. Не желая платить больше, они оформляли открытую страховку (КБМ = 1,8), за год история обнулялась, и новый полис уже с ограничением круга лиц выдавался, как для новых водителей.
К слову, минимальный КБМ равен 0,5, что позволяет снизить стоимость полиса вдвое. Доступен водителям, у которых 10 лет безаварийной езды.
Новый способ позволяет привязывать коэффициент к конкретному водителю, а не к ТС, которым он управляет. КБМ будет неизменен в течение года, перерасчёт стоимости проводится в январе.
КВС – Коэффициент «возраст-стаж»
До этого дороже всех полис ОСАГО обходился водителю до 22 лет и со стажем менее 3 лет (КВС = 1,87). И в дальнейшем он снижался до 1 при достижении нужных показателей. Теперь вместо пяти значений будет учитываться 50. Изменения сдвинут тариф на 5% вверх и вниз.
КО – Коэффициент количества лиц, допущенных к управлению ТС.
При закрытой страховке КО = 1, при открытой – 1,87. Остался неизменным.
КМ – Коэффициент мощности автомобиля.
Зависит от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя.
Максимальный КМ = 1,6, минимальный – 0,6. Предложено отменить коэффициент с 1 сентября 2019 года, так как нет доказательств, что он влияет на аварийность.
КС – коэффициент периода использования ТС.
Минимальный КС (3 месяца) = 0,5, максимальный (10 месяцев и более) – 1. Остался неизменным.
КН – факультативный коэффициент.
КН = 1,5 и применяется только если водитель:
- Дал страховщику ложные данные (например, исказил мощность двигателя на словах при отсутствии данных в паспорте ТС)
- Специально создал ДТП для страховых выплат или пытался выдать старые поломки за результат аварии
- Исказил обстоятельство ДТП (например, за рулем был другой человек, не занесенный в страховку, а водитель утверждает обратное)
- Был нетрезв в момент ДТП, сознательно причинил вред жизни или здоровью пострадавших в аварии, скрылся с места ДТП, не был указан в полисе и т. д.
Остался неизменным.
4. Водителей хотят освободить от обязанности носить с собой полис ОСАГО (или распечатку е-ОСАГО).
Эксперты и общественные организации уже выступали с требованием убрать необходимость брать с собой лишние бумаги, если сотрудники ГИБДД могут посмотреть данные о полисе по базе АИС ОСАГО.
Недостаток:
- Не все сотрудники имеют планшеты
- Плохой интернет
- Трудности с оперативным доступом к базе
5. Могут появиться полисы с разными лимитами выплат.
Сейчас сумма страховых выплат – 400 тыс. руб., предложено ввести с согласия страховщика и водителя тарифы на 1 млн. руб. и 2 млн. руб.
6. ОСАГО могут продлить на срок до 3 лет.
Страховые компании выступают против этой инициативы, так как это откладывает повышение тарифа для недобросовестных водителей. Однако, перспектива не заключать договор каждый год окажется на руку гражданам.
7. Выплаты по ОСАГО хотят производить исходя из стоимости новых запчастей
На данный момент выплаты происходят с учетом износа, и виновники ДТП по решению суда вынуждены порой доплачивать из своих личных средств, что не всем по карману.
8. Могут ввести видеофиксацию езды для контроля за ездой без полиса ОСАГО
«Письма счастья» должны приходить водителям с камер дорожного движения. Проект должен был заработать еще с 1 сентября этого года, но не был согласован ряд вопросов:
- Штрафы должны приходить раз в сутки или после каждой камеры?
- Собственнику ТС или непосредственно человеку за рулём?
- Какая сумма штрафов должна быть?
Предложение поднять сумму штрафов за езду без полиса ОСАГО до 5 тыс. рублей отклонили ещё в первом чтении. На данный момент вождение без полиса оценивается в 800 рублей, с просроченным полисом – в 500 рублей.
9. Хотят усилить наказание за необоснованный отказ в продаже полиса
Сейчас за отказ продать ОСАГО грозит штраф от 20 тыс. до 50 тыс. руб. для физических лиц, от 100 тыс. до 300 тыс. руб. – для юридических.
ЦБ выступил с инициативой поднятия суммы штрафов до 100 тыс. руб. и 500 тыс. — 700 тыс. руб. соответственно.
10. Могут ввести повышенный коэффициент для лихачей.
На выбор тарифа может повлиять скоростной режим (на 40—50 км/ч выше дозволенного), систематический проезд на красный свет или пересечение двойной сплошной, вождение в нетрезвом виде. Размер такого коэффициента, по мнению Минфина, должен быть не меньше 2—3.
Ещё по теме:
Новые знаки ПДД и разметка для велосипедистов
Штрафы для лихачей, лишение водительских прав за налоги, объединение «города» и «площадки»
Госпошлину за выдачу номера отменят, а 50% скидку по штрафам продлят
Штрафы за превышение «средней скорости»