Бракованное авто и мораторий
Мужчина приобрел новый автомобиль «Лада», но покупка оказалась неудачной, так как машина постоянно ломалась, а он ее ремонтировал.
Через три года постоянных проблем с машиной автовладелец не выдержал и потребовал у производителя вернуть денежные средства за некачественный товар.
Но в добровольном порядке «Автоваз» ничего удовлетворять не захотел.
Когда спор дошел до судебного разбирательства, компания просила не взыскивать с нее неустойку за просрочку по причине банкротного моратория, когда финансовые санкции не начислялись.
Суть дела
При покупке LADA XRAY за 700 000 рублей, на машину распространялась гарантия на 3 (три) года, а это время автомобиль регулярно ломался.
Ему пришлось менять подводящий шланг радиатора, правую рулевую тягу, рычаги передней подвески, раз за разом барахлил двигатель.
Когда срок гарантии подходил к концу, качество автомобиля было плохим: скрипела подвеска, подтекало масло, что-то стучало в рулевом механизме и двигателе, и владелец потребовал с производителя автомобиля денежные средства.
Назначение судебной экспертизы
Мужчина направил претензию производителю, но не получил ответа и обратился в суд с требованием денежных средств за автомобиль, неустойку из-за просрочки исполнения этого требования и потребительский штраф.
В суде назначили автотехническую экспертизу, которая подтвердила, что у автомобиля был производственный брак, поэтому использовать автомобиль с такими характеристиками запрещено.
Суд первой инстанции оценил недостатки автомобиля как существенные, и так как брак выявили во время гарантии, и взыскал с ответчика полную стоимость автомобиля, которую заплатил истец при покупке, а также 150 000, так как цены за 3,5 года увеличились.
Согласно закону, у ответчика есть определенный период, за который он должен отреагировать на претензию потребителя, но этот срок был пропущен.
Значит, ответчик должен выплатить еще и неустойку за просрочку, но организация обратила внимание, что в это время действовал банкротный мораторий для системообразующих предприятий российской экономики.
Такие компании не должны платить финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.
Банкротный мораторий действовал с 6 апреля 2020-го по 7 января 2021-го из-за коронавируса. Правительство самостоятельно определять компании, в отношении которых кредиторы не могут подавать заявление о банкротстве. Это было сделано для защиты важного для экономики бизнеса от разорения.
Мнение ВС РФ
Верховный суд РФ не согласился с предыдущими инстанциями, и заявил, что нельзя взыскать финансовые санкции, начисленные во время моратория.
При этом неважно, пытался ли кто-то из кредиторов инициировать банкротство этого должника. Об этом сказано в п. 7 постановления Пленума ВС от 24 декабря 2020 года № 44.
Также в апреле 2020-го Президиум ВС во втором «коронавирусном» обзоре практики объяснил, что если должник защищен мораторием по тем нарушениям, которые возникли до введения моратория, неустойки не взыскиваются.