ДТП и слишком дорогой ремонт
Представим, что стоимость ремонта автомобиля после аварии вышла больше допустимого порогового значения, указанного в законе об ОСАГО.
Страховая компания не известила своего клиента о выходе за лимит, а отправила клиенту часть необходимой суммы на расчетный счет.
Пострадавшая решила взыскать остаток денежных средств со страховщика и виновника аварии, а также требовала начисления неустойки из-за отсутствия оповещения о реальной стоимости затрат на восстановление автомобиля.
Согласно закону об ОСАГО, максимальная сумма, которую страховая фирма может выплатить клиенту на восстановительный ремонт машины, не может превышать 400 000 руб. (п.16.1 ст. 12 ФЗ от 25 апреля 2002 года № 40).
Если авария была дорогой
В 2019 году произошла авария между двумя транспортными средствами «Инфинити QХ70» и «Ладой Грантой». После ДТП владелица иномарки обратилась в Росгосстрах, у которой у нее был страховой полис ОСАГО, с требованиями возместить ей убытки на ремонт автомобиля.
Страховая компания вместо перечисления денежных средств прислала женщине направление на СТО для ремонта транспортного средства. В уведомлении не была указана конкретная цена ремонта, даже примерный расчет произведенных работ.
СТО направила в Росгосстрах акт разногласий, где указала стоимость работ составит 784 000 рублей, а страховая компания не согласилась с заявленной суммой восстановления авто и просто перечислила своему клиенту на счет 381 000 рублей.
Назначение экспертизы
Пострадавшая не согласилась с решением страховщика и обратилась к специалистам для проведения независимой экспертизы. После получения заключения эксперта, она обратилась в страховую компанию с требованием возместить разницу до 400 000 рублей и неустойку за задержку основной выплаты.
Тогда женщина вышла в суд с требованием неустойки с Росгосстраха и недостающих денег на ремонт автомобиля с виновника аварии. В рамках судебного процесса были взысканы денежные средства со второго участника ДТП, а вот взыскание неустойки со страховщика сочли неправомерным.
Суд посчитал, что страховщик в положенный срок выдал направление на ремонт, а в дальнейшем перечислил деньги истцу. Апелляция и кассация поддержали мнение первой инстанции.
Нужно спрашивать мнение страхователя
Однако собственницу это не остановило, и она решила обжаловать решение нижестоящих инстанций в Верховном суде. ВС обратил внимание, что если стоимость восстановления машины превышает 400 000 руб., то потерпевший сам платит СТО за ремонт оставшуюся сумму.
Но страховщик должен заранее получить от клиента письменное согласие на такую доплату, о чем в направлении на ремонт ставится отметка, и если этого не произошло, виновата будет страховая компания.
Какие действия должны быть у страховой?
В течение 20 календарных дней после получения заявления о страховом возмещении компания должна выбрать, что сделать:
- Либо выплатить деньги потерпевшему;
- Либо после осмотра и (или) независимой экспертизы поврежденного авто выдать потерпевшему направление на конкретную СТО;
- Либо направить потерпевшему мотивированный отказ в возмещении.