Вернуть деньги за телефон и ноутбук
Представим, Вы купили технически сложное устройство, такое как телефон или ноутбук, но после этого поняли, что некоторыми функциями нельзя пользоваться: wi-fi не работает, звук микрофона стал слишком тихий, смарт-часы не включаются.
Какой недостаток будет считаться существенным, и в каком случае продавец исполнит требования потребителей и вернет денежные средства?
Сколько времени прошло со дня покупки?
Если технически сложный товар оказался с дефектами, по закону у потребителя есть 15 дней на возврат денежных средств или замену на новый товар. В случае, если потребитель передумал и хочет товар другого цвета, с другими функциями или в другой комплектации, но хорошего качества, продавец не обязан принимать товар назад.
Согласно ст. 191 ГК РФ, 15-дневный срок начинается со дня, следующего за датой покупки, а не с даты покупки.
Так ВС РФ поддержал потребителя, который направил претензию 28 числа, приобретя товар 13-го числа, а значит уложился в срок.
Прошел срок для возврата товара
- В товаре присутствует существенный недостаток;
- Продавец не соблюдал сроки для устранения недостатков;
- Товар нельзя использовать в течение каждого года гарантийного срока, суммарно больше 30 дней из-за многократного устранения недостатков.
Срок гарантии и срок службы
Вернуть денежные средства возможно в течение гарантийного срока, который установил производитель. Если производитель не определил его, то срок гарантии будет 2 (два) года, по ст. 19 закона о защите прав потребителей.
В течение этого срока направить претензию можно и напрямую продавцу, и изготовителю, и импортеру товара.
Однако, даже если гарантия на товар закончилась, можно требовать:
- Вернуть полную стоимость некачественного товара;
- Произвести ремонт товара;
- Заменить товар (только в пределах срока службы товара)
Срок службы устанавливает тоже производитель самостоятельно, и если информации нет, то по ст. 14 закона о защите прав потребителей, он составляет 10 лет.
Но при действующей гарантии, доказать отсутствие недостатков должен сам продавец. А при претензии к товару после истечении гарантии, доказать наличие дефекта должен уже покупатель.
Претензия направляется уже к изготовителю или импортеру, а не к продавцу товара.
Существенный недостаток
Постановление Пленума ВС от 28 июня 2012 года №17 не отвечает прямо на вопрос, какое соотношение цены товара и его восстановительного ремонта будет «слишком дорогим», поэтому в суде могут возникнуть проблемы.
Например, когда у покупательницы через год сломался телефон, и стоимость ремонта составляла половину стоимости телефона.
ВС РФ не согласился с требованиями покупательницы, заявив, что соотношение в 49% между стоимостью телефона и ценой ремонта «не является большим», а значит недостаток нельзя считать существенным.
То есть, фактически, стоимость ремонта должна равняться стоимости устройства. На практике встречались случаи, когда ремонт товара, равный 60% стоимости устройства признавали существенным недостатком.
Что делать потребителю
Если у товара есть недостаток, потребитель должен направить претензию, где перечислены дефекты товара. Желательно подтвердить факт покупки товара чеком, гарантийным талоном, накладной или счетом, однако даже при отсутствии доказательств, согласно п. 5 ст. 18 закона о защите прав потребителей, суды не имеют права отказывать потребителю.
Потребитель обязан сдать товар на проверку, и если он откажется, то суд имеет право отказать ему в возврате денежных средств, ремонте и замене товара.
Сроки для подачи искового заявления
- 10 дней для возврата денежных средств (ст. 21 закона о защите прав потребителей)
- 7–20 дней для замены товара (ст. 22 закона о защите прав потребителей).
Выяснить, имеет недостаток устранимый или неустранимый характер, решает судебная экспертиза. То есть, только эксперт может определить, по чьей вине и когда возник недостаток, производственный ли это дефект.
Когда откажут в возврате
- Телефон был приобретен за рубежом
- Возможен ремонт товара, и цена ремонта не превышает стоимость товара (или большую его часть товара)
- Экспертиза не доказала наличие дефекта товара
- Продавец товара оказался ненадлежащим ответчиком, то есть юридическое лицо не является продавцом, импортером или изготовителем приобретенного истцом телевизора
- Недостатки товара появились по вине покупателя