Многие россияне мечтают решать вопросы с государственными услугами дистанционно. К 2021 году это окажется реальностью, так как Правительство решило оптимизировать доступ к госуслугам и сделать его электронным. 25 «дорожных карт» должны быть готовы уже к июлю 2019 года.
Дорожная карта (technology roadmapping) – это пошаговый сценарий развития какого-то объекта, который показывает основные шаги этого процесса по принципу «прошлое – настоящее – будущее».
Каждой «дорожной картой» из 25 сервисов будет заниматься отдельная рабочая группа с участием заместителя руководителя профильного ведомства. Перечень этих «суперсервисов» утвердили на заседании президиума в феврале 2019 года.
Почему их называют «суперсервисы»?
Минкомсвязи разработали кроме формы типовой «дорожной карты» ещё методику оценки «цифровой зрелости» госуслуг по 6-балльной шкале (от «-1» до «супер»). Уровень цифровизации для каждого сервиса будет оцениваться по-своему.
Например, критериями будут:
- запись на прием в электронном виде с предпроверкой документов
- возможность подачи документов без очного обращения (для желающих подать лично эта возможность сохранится)
- запрос сведений через СМЭВ
- ручное или автоматическое принятие решений
- электронное получение уведомления о решении или самого результата услуги в виде электронного документа,
- ведение реестра принятых решений.
Высшей оценкой считается получение электронного результата в момент обращения и принятие решения в проактивном режиме (без обращения гражданина).
Кто будет курировать «суперсервисы»?
- онлайн-сервисы по оформлению европротокола в автостраховании (Банк России)
- цифровое исполнительное производство (ФСПП)
- помощь при инвалидности, трудовым отношениям, социальной поддержке, пенсиям, трудовой миграции (Минтруд)
- медицинские справки и документы (Минздрав),
- регистрация нарушений ПДД и правил благоустройства, регистрационные и паспортные сервисы, сервисы по уведомлению и обжалованию штрафов (МВД),
- выделение земли под строительство (Росимущество)
- правосудие (Судебный департамент при Верховном суде)
- подача заявлений в правоохранительные органы (Генпрокуратура)
- государственная поддержка бизнеса (Минэкономики)
- получение разрешений для бизнеса и его регистрации (на данный момент нет куратора)
- цифровое строительство (Минстрой)
- поступление в вуз (Минобрнауки)
- безбумажная перевозка пассажиров и грузов (Минтранс)
- получение цифровых документов об образовании (Минпросвещения)
- получение образования в РФ для иностранцев (Россотрудничество)
- содействие при рождении ребенка, утрате близкого человека и переезде в другой регион (Минкомсвязь).
Минэкономики дало официальный отказ от кураторства сервисов «открытие бизнеса» и «разрешения для бизнеса в цифровом виде», которое предложило ему Минкомсвязи. Отказ связан с тем, что первое направление находится под контролем ФНС, а по второму нет нормативой базы.
Оптимизация действующих госуслуг
Также будут оптимизированы 33 действующие госуслуги («моносервисы»). «Дорожные карты» по ним должны быть готовы к 25 марта.
- миграционный учет;
- проведение экзаменов на право управления транспортными средствами;
- выдача водительских удостоверений;
- кадастровый учет;
- предоставление сведений из ЕГРН;
- прием налоговых деклараций;
- выдача санитарно-эпидемиологических заключений;
- выдача лицензий на оказание услуг связи.
Итоги цифровой оптимизации
- К 2021 году цифровое взаимодействие граждан и бизнеса с властями должно быть не менее 80%, как и внутриведомственный и межведомственный документооборот.
- Отказ при предоставлении услуг должен быть снижена до 10% от уровня 2018 года
- Срок времени оказания услуг по регламенту должен быть сокращен в два раза,
- Количество нарушений временного регламента не должно превышать 4%
- Заполнение электронного заявления будет занимать не более 10 минут
- Расходы на оплату труда чиновников, оказывающих госуслуги, будут сокращены на 30%.